1.2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при не-достаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы (Т. С. Лисицкая, 1982 г.).

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков (Д. Мавромати, 1982).
По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.
При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для эконо-мичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная дли-на мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила (Ю.В. Менхин, 1989).
Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластично-сти мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-антагонистов (Д. Мавромати, 1972). Недостаточно высоко поднять но-гу, а затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко поднятом положении. Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной но-ге и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тес-ной связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.
Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или ли-нейных величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).
Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики, ам-плитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда за-висит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее раз-вития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость.
Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических уп-ражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спорт-сменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.
Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом.
Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды дви-жений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голено-стопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техни-ки владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапя-стных суставах во всех плоскостях.
Различают активную и пассивную гибкость. Под активной, гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, исполь-зуя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых парт-нером, снарядом, отягощением.
Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отве-дении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью или махом (Л.П. Орлов, 1973).
Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет сни-жения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, про-тиводействующих растяжению) (Б. А. Ашмарин, 1990).

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет актив-ная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также по-зволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.
Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.
В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по художественной гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с пре-дельной амплитудой.
Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последую-щей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982).
Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризу-ется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вто-рая - амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двига-тельного действия (Б.А. Ашмарин, 1990).
С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопро-тивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суста-вах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет (В. И. Филиппович, 1971).
Художественная гимнастика - сложнокоординированный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только об-щий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева и Л.П.Орлов, 1954).
В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет при-дается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. Лисицкая, 1982).
Координационные способности (КС) представляют собой функциональ-ные возможности определенных органов и структур организма, взаимодейст-вие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие (Б.А. Ашмарин, 1990).
В общем виде под КС понимаются возможности человека, определяю-щие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигатель-ного действия. Координационные способности включают в себя:
- ориентацию в пространстве;
- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
КС делятся на общие, специальные и специфические виды К важней-шим специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортив-ной деятельности человека относятся:
- способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);
- способности к ориентированию в пространстве;
- способность сохранять равновесие;
- чувство ритма;
- способность к перестроению двигательных действий;
- статокинетическая устойчивость;
- способность к произвольному мышечному расслаблению, В.И. Лях (1989) указывает, что наиболее благоприятным периодом для развития КС у девочек является возраст 11-12 лет.
Способность к ориентированию в пространстве.
Под этой способностью понимается умение точно определять и свое-временно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном на-правлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для иг-ры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта.
Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты вос-приятия и оценки пространственных условий действия, которая
достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (сре-ди них ведущая роль принадлежит зрительному).
Основным методическим подходом, специально направленным на со-вершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точно-сти ориентирования в пространстве.
Способность сохранять равновесие.
Рост спортивного мастерства в гимнастике в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Наряду с двигательными и зри-тельными анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.
Наблюдения показывают, что гимнастки, у которых недостаточно хо-рошо развит вестибулярный анализатор, обычно с трудом осваивают про-граммный материал, они испытывают затруднения в усвоении вращательных движений и сохранении равновесия (Ю.П. Кобяков, 1976)
Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия.
Проявление равновесия разнообразно. В одних случаях нужно сохра-нять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положе-нии "ласточка", стойки на руках в гимнастике и акробатике); в других - по хо-ду выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету и т.д.) - динамическое равновесие.
Различают и третью форму равновесия - балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической булавой, стоящей на ладони; удержание мяча на голове, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике и т.п.
Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упраж-нений. Элементы равновесия являются составной частью почти всех движе-ний: циклических, ациклических, метательных, акробатических, спортивно-игровых и т.д. (В.И. Лях, 1989)
Разнообразие проявлений равновесия вызывает необходимость в уточ-нении его разновидностей. Изучение устойчивости тела в двигательной дея-тельности находится в поле зрения многих авторов. Однако до настоящего времени не определены структура данного ДКК, его основные компоненты и проявления, факторы, обуславливаю